Фестиваль «ПУСК», спецпроект: Выкса в рамках программы «металлверс»
21 и 22 сентября Выкса станет новой точкой на карте фестиваля, где молодые художники ArtTECH, совместно с выксунцами, создадут 20 проектов технологического искусства. Каждое произведение, создаваемое в рамках «ПУСКа», носит сайт-специфичный характер. Работы, спроектированные студентами всего за две недели исследовательской резиденции в Выксе, не просто представятся в пространстве города — они становятся его частью, интегрируясь в городскую среду и меняя восприятие привычных ландшафтов.
Таким образом, Выкса преобразуется в хаб технологического искусства, в котором границы между реальным и виртуальным мирами стираются.
Фестиваль «ПУСК» ранее проводился только во Владивостоке и объединял в себе цифровое искусство и атмосферную музыку. Все инсталляции были созданы местным сообществом энтузиастов, объеденных идеей популяризации новых технологий и актуального искусства на Дальнем Востоке. Продолжением фестиваля стала первая в России практикоориентированная магистратура Digital Art, открытая в ДВФУ в 2018 году и магистратура ArtTECH в Университете МИСИС.
«ПУСК» в Выксе реализуется при поддержке выксунского завода ОМК, история которого началась в 1757 году, а также гранта «Открываем Россию заново» и Университета МИСИС в рамках программы 2024 года «металлверс».
Фестиваль «ПУСК», спецпроект: Выкса в рамках программы «металлверс»
21 и 22 сентября Выкса станет новой точкой на карте фестиваля, где молодые художники ArtTECH, совместно с выксунцами, создадут 20 проектов технологического искусства. Каждое произведение, создаваемое в рамках «ПУСКа», носит сайт-специфичный характер. Работы, спроектированные студентами всего за две недели исследовательской резиденции в Выксе, не просто представятся в пространстве города — они становятся его частью, интегрируясь в городскую среду и меняя восприятие привычных ландшафтов.
Таким образом, Выкса преобразуется в хаб технологического искусства, в котором границы между реальным и виртуальным мирами стираются.
Фестиваль «ПУСК» ранее проводился только во Владивостоке и объединял в себе цифровое искусство и атмосферную музыку. Все инсталляции были созданы местным сообществом энтузиастов, объеденных идеей популяризации новых технологий и актуального искусства на Дальнем Востоке. Продолжением фестиваля стала первая в России практикоориентированная магистратура Digital Art, открытая в ДВФУ в 2018 году и магистратура ArtTECH в Университете МИСИС.
«ПУСК» в Выксе реализуется при поддержке выксунского завода ОМК, история которого началась в 1757 году, а также гранта «Открываем Россию заново» и Университета МИСИС в рамках программы 2024 года «металлверс».
Выкса — один из самых современных и модных городов Нижегородской области, старейший центр российской металлургии, а еще знаменитый среди художников и знатоков паблик-арта, город, где современное искусство буквально на каждом шагу.
Это моногород, вся жизнь которого связана с металлургическим заводом, в 2019 году Выкса вошла в топ-10 лучших моногородов России. Завод ОМК занимает четверть площади Выксы — это самый настоящий город в городе!
выкса
В 2024 году в Выксе в рамках арт-резиденции VyksaAir стартовало новое направление — «Искусство и технологии». Программа направления этого года под названием «металлверс» посвящена исследованию связи современных технологий и культуры и реализуется при поддержке выксунского завода ОМК, история которого началась в 1757 году.
Сегодня завод не только сохраняет традиции, но и активно внедряет инновации. В 2020 году предприятие получило высшую мировую оценку развития производственной системы от компании Toyota Engineering Corporation (ТЕС, Япония).
Выкса, известная как город металлургов и город современного искусства, также становится пространством для интеллектуальных и технологических открытий, где индустриальное наследие встречается с новыми формами современной культуры.
grigodas, sseverachtoli, Анастасия и Евгений Лукута (LUKÚTA.ART), Оля Оленева, Даниил Сладков, Яника Колобаева, Данил Савинский, Kami Usu, Анита Каралюте, Мария Саакян, Мария m11f01, biopotencial, Digital Sisters, Диля Исмагилова, Ангелина Цикора, Федя Лакихил, Гузель Марсовна, Ольга Иноземцева, Neva Beres, Анна Плохотнюк, Любовь Ярикова, Яна Жепег, Александр Василенко
Танц-перформанс “Сварка” объединяет две сцены - в Санкт-Петербурге и в Выксе. Движения перформеров при помощи датчиков переносятся на метаверс-платформу VRChat, где их поддерживают виртуальные танцоры из разных городов. Таким образом зритель наблюдает представление сразу в двух реальностях - физической и виртуальной. Концепция перформанса выстроена на основе идеи придания механизму статуса субъектности.Традиционное разделение мира на живое и неживое, одушевленное и неодушевленное, разумное и лишенное способности самостоятельно мыслить стирается при близком соприкосновении с неживым объектом. Зритель наблюдает момент, как только что сваренная на заводе деталь начинает чувствовать, ощущать и созерцать. Это тридцатиминутная история о переносе тела в другие реальности и познании новой телесности - цифровой. Технологическим партнером перформативной программы стала нижегородская компания dreamlaser, лидер в сфере мультимедийных технологий, создатели фестиваля INTERVALS, самого посещаемого фестиваля медиаискусства в стране.
Команда проекта: Танц-художница: Дарья Зиновьева Режиссер мультимедиа: Мария Кобякова Саунд-дизайнер: Илья SymphoCat Куратор: Лиза Савина Продюсер: Наталья Королева руководитель проекта: Ксения Полетаева Разработка технического решения: мультимедиа студия hptx Техническое обеспечение: dreamlaser
Танцовщики: Алёна Кухаренко, Анна Григорьева, Анна Серебрякова, Маргарита Костакова, Марина Кондратьева, Артём Ремизов, Каролина Капралова, Ксения Грунина
Воспоминания — это особая часть человеческого опыта, которую мы перенимаем не только через личные переживания, но и через объекты, окружающие нас. Вещи, с которыми мы взаимодействуем, являются своеобразными контейнерами для воспоминаний. Из-за урбанизации и техногенного загрязнения воздуха в мегаполисах уличные металлические конструкции для развешивания белья становятся рудиментом. Однако, в Выксе они всё ещё используются, храня в себе множество историй и чужих воспоминаний. Инсталляция — как напоминание о важности простых, но значимых моментов, которые все еще могут стать связующим звеном между прошлым и настоящим.
«В потоке воды — человек — в ресурсе природы. В потопе воды — человек — в бедствии природы». В своем проекте художница обращается к истории разработки искусственных прудов и плотин в Выксе. Рациональное использование рек и энергии воды приводило в действие заводы и их механизмы. Но прорыв плотины 1881 года привел к масштабной катастрофе: наводнению и человеческим жертвам. Так оборвалась единая цепь каскадных прудов и целая ирригационная система, созданная человеком. «Каузальность — это поиск причин. Рациональность — это поиск истины». * Инсталляция «Рациональность» является единым целым с перформансом «Каузуальность» (в Верхневыксунском пруду)
WEBsa – проект о связи инженерного прогресса и природы. Вдохновением для проекта послужили паутины, которыми «затянут» город, и их сходство с сетями, созданными человеком. Фотопроект рассказывает о «человеческих паутинах» Выксы: сетях, металлических конструкциях, линиях коммуникации. Проекция негативов, отснятой художницами плёнки, предлагает взглянуть на знакомые объекты в новом виде.
Инсталляция-рефлексия художников на тему пожаров 2010 года в Нижегородской области, которые стали настоящей катастрофой региона. В ходе исследования художники обратились к трагическому опыту населённых пунктов Выксунского района, пострадавших от огня. Объединив свои находки из локаций, собрав своеобразный архив события, они представили его в виде арт-проекта.
Под воздействием температур металл меняет свой цвет, состав и свойства в зависимости от входящих элементов. Работа иллюстрирует цикличность процесса переплавления. Источником объекта послужили стальные листы и металлические предметы, найденные на улицах Выксы.
Паттерны «живого» под микроскопом идентичны структурам «неживого» в окружающих нас привычных объектах и материалах, созданных руками людей. Работа обращается к естественным и технологическим процессам, рассматривая связи и отношения между микроструктурами сталей и паттернами встречающимися в окружающем мире.
Вид раскаленной стали при изготовлении цельнокатаных колёс вдохновил художницу на создание предметно-ориентированного (site-specific) светового элемента. Авторка предлагает по-новому взглянуть на привычную для многих заводчан и жителей форму.
«Сновидь» — это VR-диптих, который погружает посетителя в сновидения города и его жителей. Первая часть — фаза глубокого сна (1 этаж). У зрителя есть возможность перемещения по пространству, а очки виртуальной реальности создают ощущение прогулки во сне, заполняя ее туманом, звуками и знакомыми местами и объектами Выксы. Вторая часть — фаза быстрого сна (2 этаж). Зритель принимает горизонтальное положение, оставаясь недвижимым и погружается в яркий сон с четкими образами и сюжетом, где все происходит здесь и сейчас, но словно в другом измерении.
Аудио-визуальная инсталляция основана на японской философии ваби-саби, или принятия красоты и уникальности несовершенства. Любой процесс созидания сопряжен с неисправностями и ошибками. В процессе производства изделий на металлургическом заводе автоматизированные механизмы, совместно с дефектологами обследуют каждый изготовленный объект на наличие изъянов. Фото с такими дефектами, сделанные в Центральной лаборатории ОМК ВМЗ, стали основой визуальной части проекта. Каждая аномалия на металле — будь то внутренняя трещина, коррозия или внешние изъяны в глазах художника превращаются в неповторимый узор и артефакт. Звуковая композиция создана на основе полевых записей, собранных на металлургическом заводе. Постепенная деформация секвенций отражает состояние усталости металла, постепенного изнашивания.
Дом рассматривается нами как основная граница между «своим» пространством и «чужим», всегда предполагая возможность выхода во внешний мир. Но, запирая нас в себе, часто рождает желание реального или гипотетического побега. Окно же становится «мостом» между этими двумя мирами, как и созданный художницей объект, который находится одновременно в городской среде и в пристанище. Работа была вдохновлена описанием человеческого пути обретения жизненного смысла посредством использования метафоры дома в философии М. Хайдеггера.
WEBsa – объект, иллюстрирующий связь инженерного прогресса и природы. Вдохновением для проекта послужили паутины, которыми «затянут» город, и их сходство с сетями, созданными человеком. Прообразом для стальных паутин стали чертежи инженерных сооружений В. Г. Шухова, а продолжением работы – уличный фотопроект, расположенный у культурного центра «Волна», который предлагает посмотреть с новой стороны на «человеческие паутины» Выксы.
Каузальность — причинно-следственная связь между событиями, где причина и действие образуют цепь из прошлого, настоящего и будущего. В своем проекте художница обращается к истории разработки искусственных прудов и плотин в Выксе. Рациональное использование рек и энергии воды приводило в действие заводы и их механизмы. Но прорыв плотины 1881 года привел к масштабной катастрофе: наводнению и человеческим жертвам. Так оборвалась единая цепь каскадных прудов и целая ирригационная система, созданная человеком. «Каузальность — это поиск причин. Рациональность — это поиск истины». *Перформанс «Каузальность» является единым целым с инсталляцией «Рациональность» (в КЦ «Волна»)
№14 НИМФЕЯ / NYMPHAEA by LYM Art
Лазерная аудио-световая инсталляция Цикора Ангелина, Камила Юсупова, Гузель Марсовна, Ольга Иноземцева, Анна Плохотнюк. Где: Ротонда на пруду в парке
Команда медиа-художниц проекта приглашает зрителей пройти по овальному мосту мистического сада, чтобы погрузиться в осознанное созерцание синтеза природы и технологий. Подобно водному цветку, технологическая «Нимфея» появляется в саду на время фестиваля лучами лазеров.
№15 Vortex by LYM Art
Аудио-визуальная инсталляция Даниил Сладков, Яника Колобаева Где: Павильон Будущего
В основе инсталляции Vortrex заложена метафора водяного колеса — первого источника энергии Выксунского завода братьев Баташевых. Сегодня это «колесо» приводится в движение благодаря усилиям заводчан на современных предприятиях ОМК, где жар печей и гул прокатных станов сливаются в единый ритм, отражая биение индустриального сердца города. Именно заводские звуки легли в основу аудио-композиции. Интенсивность работы инсталляции увеличивается с каждым входящим зрителем. Vortex приглашает и вас к участию, побуждая найти свое место в постоянно вращающемся колесе прогресса, которое определяло Выксу на протяжении многих поколений.
Рядом с прудами Лебединки по приказу Шепелева выкопали водный лабиринт с канавками и островками, к которым были перекинуты мостики. Вода не задержалась в лабиринте и сейчас мы можем видеть лишь остатки канавок, которые стали основой инсталляции, создающей иллюзию присутствия воды.
№17 Сварка
Перформанс 21.09 19:30-20:30 Танц-художница: Дарья Зиновьева Режиссер мультимедиа: Мария Кобякова Саунд-дизайнер: Илья SymphoCat Куратор: Лиза Савина Продюсер: Наталья Королева Руководитель проекта: Ксения Полетаева Разработка технического решения: мультимедиа студия hptx Техническое обеспечение: dreamlaser Танцовщики: Алёна Кухаренко, Анна Григорьева, Анна Серебрякова, Маргарита Костакова, Марина Кондратьева, Артём Ремизов, Каролина Капралова, Ксения Грунина Виртуальные танцоры: Akulao, Archantos, Niki_Bestiya, Cute_Hamster, De5tiny, Lisrosy, Ralexic, SSnor, TurtleQueen, Vivi Виртуальный ведущий: Shadola Где: Парк, Пятак
Танц-перформанс Сварка объединяет две сцены - в Санкт-Петербурге и в Выксе. Движения перформеров при помощи датчиков переносятся на метаверс-платформу VRChat, где их поддерживают виртуальные танцоры из разных городов. Таким образом зритель наблюдает представление сразу в двух реальностях - физической и виртуальной.
№18 AV-перформанс
Перформанс 21.09 20:30-21:50 Sound: biopotencial, Digital Sister Visuals: Мария m11f01 Где: Парк, Пятак
Аудио-визуальные перформансы вдохновлены звуковым ландшафтом Выксы, заводских цехов и промышленных процессов. Полевые записи, собранные во время двухнедельной экспедиции стали основой для сетов. В программе также ждут эксперименты с голосовыми повторами, DIY-устройствами, электронными секвенциями и генеративным визуалом.
№19 Портал
Голографический объект 22.09 19:00-23:00 арт-дэут LUKÚTA (Анастасия Лукута и Евгений Лукута) Звук: Александр Василенко Где: Парк, Пятак
Проект-исследование «Портал» визуализирует переход от макро к микро уровням организации материальной природы. Он предлагает новое понимание реальности через изучение свойств изготавливаемых изделий, акцентируя на особенностях материалов и их поверхности. Инсталляция отражает технологический процесс автоматизированного производства, при котором рождаются изделия, их рельеф, текстуру и следы соприкосновения с окружающим миром. Через художественный визуальный аппарат зрители могут увидеть клеточную и молекулярную структуры, определяющие такие свойства, как прочность и устойчивость к механическим и температурным перегрузкам.
В древней Греции существовал миф о богинях, которые ткали на веретене из шерстяной нити судьбы людей. Но в современном мире переплетения жизней больше напоминают бесконечные провода, которые соединяют нас друг друга при помощи технологий. Перформанс художницы осмысляет связь между городами, поколениями, технологиями и искусством.